О нас Сферы деятельности Полезные ресурсы Новости Контакты
Сегодня 7.05.2021  
  
 
Антимонопольное законодательство
Конкурентное право Европейского Союза
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли
Согласование сделок с ФАС России, ходатайство в ФАС России, уведомление в ФАС России
Картели и другие ограничивающие конкуренцию соглашения
Злоупотребление доминирующим положением
Реестр монополистов
Недобросовестная конкуренция
Последствия нарушения антимонопольного законодательства
Госзакупки
Ненадлежащая реклама
Интеллектуальная собственность

Допустимость соглашений

 Допустимость соглашений

В ряде случаев «горизонтальные» соглашения или согласованные действия, приводящие к ограничению конкуренции, но непосредственно не запрещенные Законом о защите конкуренции (то есть не поименованные в части 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции), могут быть признаны допустимыми на основании ст.12 Закона о защите конкуренции, а также в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона о защите конкуренции.
Согласно ст. 12 Закона о защите конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов. К допустимым также относятся "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Таким образом, в отличие от «горизонтальных» соглашений, за менее опасные «вертикальные соглашения к ответственности можно привлечь только в том случае, если доля каждого из хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 20%.
В новом Законе о защите конкуренции правило «допустимости» направлено, прежде всего, на освобождение из применения Закона тех действий, соглашений и сделок, которые не способны в значительной степени повлиять на ограничение конкуренции.
Однако не могут быть признаны допустимыми соглашения и согласованные действия прямо указанные в части 1 ст. 11 Закона. Это соглашения, которые создают наибольшие проблемы для рыночной экономики, так как препятствуют конкуренции в области ценообразования и объемов выпуска и реализации продукции, ограничивают доступ на рынок новых конкурентов, осуществляют раздел рынка на сферы влияния и т.д. Вместе с тем соглашения могут быть посвящены и другим вопросам, например, качеству предоставления финансовых услуг, разработке и применению общих стандартов, совместным научно-исследовательским работам и т.д. Воздействие таких соглашений на конкуренцию неоднозначно, поскольку многое зависит от конкретных обстоятельств. Поэтому в соответствии с частью 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции такие соглашения при соблюдении определенных условий могут быть признаны допустимыми.
В тоже время необходимо принимать во внимание, что указанные положения ст.12 Закона о защите конкуренции не применяются к «вертикальным» соглашениям между финансовыми организациями. Этими, а также положениями части 9 ст. 35 нового Закона о защите конкуренции в отношении соглашений между финансовыми организациями устанавливается более жесткий правовой режим по сравнению с соглашениями между хозяйствующими субъектами, работающими на собственно товарном рынке. Так, в силу упомянутой части 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями, за исключением типов соглашений, указанных в этой части ст. 35 Закона о защите конкуренции, а именно:
1) соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
2) соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;
3) соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;
4) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;
5) соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;
6) соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;
7) соглашений, являющихся предварительными договорами.
Порядок и сроки представления уведомлений определены частями 10 и 11 указанной статьи.
С учетом сложившейся практики можно обозначить соглашения, которые не относятся непосредственно к обычной хозяйственной деятельности финансовой организации и о которых, в соответствии с требованиями части 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции, необходимо уведомлять ФАС России. В частности, это разного рода генеральные соглашения, договоры о сотрудничестве, которые заключаются кредитными или страховыми организациями с контрагентами - юридическими лицами по вопросам кредитования или страхования физических лиц - покупателей товаров этих контрагентов - юридических лиц. Также уведомительный порядок распространяется на соглашения финансовых организаций с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления о взаимодействии (сотрудничестве) при реализации региональных программ, привлечении к обслуживанию в финансовых организациях предприятий и организаций, расположенных на территориях, подведомственных этим органам исполнительной власти или органам местного самоуправления.

Copyright © 2008. Все права защищены веб дизайн
разработка сайта