О нас Сферы деятельности Полезные ресурсы Новости Контакты
Сегодня 7.05.2021  
  
 
Антимонопольное законодательство
Конкурентное право Европейского Союза
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли
Согласование сделок с ФАС России, ходатайство в ФАС России, уведомление в ФАС России
Картели и другие ограничивающие конкуренцию соглашения
Злоупотребление доминирующим положением
Реестр монополистов
Недобросовестная конкуренция
Последствия нарушения антимонопольного законодательства
Госзакупки
Ненадлежащая реклама
Интеллектуальная собственность

Регулирование \"исключений\" в антимонопольном законодательстве

 "Исключения" из антимонопольного законодательства

В антимонопольном законодательстве России впервые разработана и применена правовая конструкция «общих исключений» в отношении соглашений определенного вида между кредитными и страховыми организациями. Эти «общие исключения» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 386. Тем самым на ближайшие пять лет установлены специальные антимонопольные правила в отдельном сегменте финансового рынка, который относится к сфере кредитного страхования. В соответствии с указанным постановлением определяются виды допустимых (разрешенных) соглашений, а также условия соглашений, которые не могут рассматриваться как допустимые. Кроме того, предусматриваются обязательные условия для обеспечения конкуренции, которые должны содержаться в таких соглашениях.
Следует отметить, что применение такой правовой конструкции основывается на положениях Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), устанавливающих общие правила допустимости. Согласно ст. 13 Закон о защите конкуренции отдельные действия (бездействие), которые по своей форме хотя и относятся к монопольной практике (например, ограничивающие конкуренцию соглашения), но в силу тех или иных причин не создают угрозы устранения конкуренции, могут быть признаны допустимыми. Обязательными условиями признания указанных действий допустимыми являются их позитивные результаты для производства и сбыта товаров, а также преимущества (выгоды) для покупателей. При этом принимаются во внимание не только реальные положительные последствия, но и их потенциальная возможность.
Законодательство о конкуренции до октября 2006 года не предусматривало групповых исключений для определенных видов соглашений. Можно говорить лишь об отдельных элементах такого подхода в нормах Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Так, в п. 2 ст. 5 этого закона говорилось о том, что в исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи (злоупотребление доминирующим положением), могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В то же время Федеральный закон от 23.06.1999 117-ФЗ «О защите конкуренции на финансовых рынках» допускал применение изъятий только в отношении отдельных сделок, подлежащих антимонопольному контролю. Никакие виды монополистической деятельности финансовых организаций в форме злоупотреблений доминирующим положением или ограничивающих конкуренцию соглашений либо согласованных действий не подпадали под освобождение от применения соответствующих норм закона. Однако этот закон содержал примерный перечень соглашений или согласованных действий, которые не подлежали запрету.
В Законе о защите конкуренции новый правовой инструмент - правило «допустимости», направлен, прежде всего, на освобождение от установленных Законом запретов тех действий, соглашений и сделок, которые не способны в значительной степени повлиять на ограничение конкуренции. Однако при этом следует иметь в виду, что не могут быть признаны допустимыми соглашения и согласованные действия прямо указанные в части 1 ст. 11 Закона. Это соглашения, которые создают наибольшие проблемы для рыночной экономики, так как препятствуют конкуренции в области ценообразования и объемов выпуска и реализации продукции, ограничивают доступ на рынок новых конкурентов, осуществляют раздел рынка на сферы влияния и т.д. Вместе с тем соглашения могут быть посвящены и другим вопросам, например, качеству предоставления финансовых услуг, разработке и применению общих стандартов, совместным научно-исследовательским работам и т.д. Воздействие таких соглашений на конкуренцию неоднозначно, поскольку многое зависит от конкретных обстоятельств. Поэтому в соответствии с частью 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции такие соглашения при соблюдении определенных условий могут быть признаны допустимыми. Более того, в силу части 2 этой статьи Правительство Российской Федерации по предложению федерального антимонопольного органа вправе определять «общие исключения» в отношении соглашений и согласованных действий, указанных в части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Виды соглашений
Вид соглашения, в отношении которого применяются Общие исключения, определен в пункте 1 Общих исключений. Общие исключения применяются в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, которые определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. К подобным соглашениям относятся соглашения о сотрудничестве, агентские договоры и иные соглашения, заключаемые кредитными и страховыми организациями в целях организации страхования рисков заемщиков.
Действие Общих исключений будет распространяться на указанные соглашения в том случае, когда кредитная организация, принимает от заемщиков полисы любых страховщиков, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги. Одновременно действия кредитной организации должны соответствовать условиям, указанным в пункте 4 Общих исключений.
При этом следует учитывать, что Общие исключения не распространяются на соглашения между кредитными и страховыми организациями, которые определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков в рамках реализации программ ипотечного кредитования (пункт 2 Общих исключений).
Общими исключениями установлено, что допустимыми могут быть признаны такие соглашения кредитных и страховых организаций, которыми определен исчерпывающий перечень требований к страховым организациям и их страховым продуктам. При соблюдении этих требований банк обязан принять полис страховщика. Установлена понятная и прозрачная процедура проверки страховой организации на соответствие этим требованиям. Одновременно заемщики должны быть поставлены в известность (до них должна быть доведена информация) о том, что они могут застраховать свои риски в иных страховых компаниях, если эти страховщики будут удовлетворять требованиям банка.

Требования к страховым организациям
Следует отметить, что кредитные организации вправе самостоятельно определять, каким именно требованиям должны отвечать страховые организации и предлагаемые ими условия страхования.
Однако согласно подпункту «а» подпункта 1 пункта 2 Общих исключений кредитная организация вправе предъявлять к страховщикам только те требования, которые направлены на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, а также раскрытие информации о собственниках страховой организации.
Такими требованиями, в частности, являются размер уставного капитала, объем собранной премии, размер страховых резервов. Вместе с тем согласно подпункту «а» пункта 2 Общих исключений требования к страховым организациям не должны предусматривать обязательного наличия определенного размера уставного капитала, собранной страховой премии, страховых резервов или собственных средств.
Необходимо отметить, что банк не вправе требовать наличия у страховой организации филиалов, представительств, иных структурных подразделений, а также страховых агентов вне места нахождения страховой организации. Это связано с тем, что данное требование также не характеризует финансовую устойчивость страховой организации, а его установление заведомо исключает из конкурентной борьбы небольшие страховые организации, не обладающие соответствующей развитой филиальной сетью.
На основании части 9 подпункта «а» пункта 2 Общих исключений отсутствие у страховой организации рейтинга российских или международных рейтинговых агентств не должно являться безусловным основанием для признания страховой организации несоответствующей требованиям кредитной организации. Это в свою очередь не исключает того, что кредитная организация может предъявлять требование о наличии рейтинга определенного уровня. Однако при отсутствии рейтинга страховая организация должна быть проверена на соответствие иным требованиям к финансовой устойчивости и платежеспособности. В случае положительного результата такой проверки страховая организация должна быть признана соответствующей требованиям кредитной организации.

Copyright © 2008. Все права защищены веб дизайн
разработка сайта